Форум » Совет юных талантов » Шитина ОС - Исследовательская деятельность » Ответить

Шитина ОС - Исследовательская деятельность

Ястер: Исследовательская деятельность как средство развития одаренности школьников Мы живём сегодня в условиях достаточно уникальной социально-культурной и экономической ситуации. В обществе назрела необходимость преобразований. Работа по поддержке одарённых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности является одной из приоритетных задач, поставленных обществом и государством перед современной системой образования. Одарённые дети особенно склонны к исследованиям. Исследовательская поисковая активность, по сути, – отличительная черта одарённого ребенка. И важно направить её в позитивное социальное русло. В рамках решения этой задачи в Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук» г. Улан-Удэ на протяжении многих лет ведётся серьезная и кропотливая работа по созданию развивающей образовательной среды для школьника с признаками интеллектуальной одарённости. Интеллектуальная одарённость занимает особое место в структуре одарённости. Испытываемые одарённым ребёнком трудности социальной адаптации показывают, что, прежде всего, таким детям необходимо помогать осваивать опыт культуры поиска, то есть опыт интеллектуального творчества, исследовательской деятельности. Для этого в Центре «Малая академия наук» создаются дополнительные условия – система олимпиад и конференций, оказывающая благотворное влияние на закрепление признаков интеллектуальной одарённости у школьников, их воспитание и социальное развитие через участие в мероприятиях различного масштаба, таких как: Мероприятия городского значения: — Городской конкурс «Ученик года» (январь); — Городской конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (март); — Городская Ломоносовская олимпиада для учащихся 10-11-х классов (апрель); — Фестиваль гуннской культуры (палаточный городок с. Сужа) (сентябрь). Мероприятия республиканского значения: — Республиканская научно-практическая конференция учащихся начальных классов «Первые шаги» (ноябрь); — Республиканская научно-практическая конференция учащихся 5-6-х классов «Серебряная альфа» (декабрь); — Республиканская открытая олимпиада «Созвездие» научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-Космос» (январь) (в рамках Всероссийской олимпиады «Созвездие»); — Республиканская научно-практическая конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна» (март). Мероприятия российского значения: — Всероссийская конференция «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА – Байкал» (июнь); — Межрегиональная олимпиада по робототехнике среди учащихся «ROBO-BUR» в рамках Всероссийского робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ» (декабрь). Анализ конкурсных работ показывает, что дети, ежегодно принимающие участие в конференциях ЦДОД «Малая академия наук», достаточно быстро овладевают культурой оформления исследовательских работ, учатся выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения на публичной защите. При этом достаточно свободно и увлекательно излагают материал, демонстрируют опыты, используют электронные презентации и иную наглядность, вдумчиво отвечают на вопросы жюри и слушателей. Таким образом, эти ребята успешнее осваивают опыт социального взаимодействия, учатся соотносить собственные возможности с личностными интересами и, конечно, на основе этого строить более смелые планы на будущее. Именно успешная социализация, на наш взгляд, является главным достижением и первоочередной целью всех мероприятий, проводимых ЦДОД «Малая академия наук». Кроме того, такие мероприятия как Фестиваль гуннской культуры и Всероссийская конференция «Юность, Наука, Культура – Байкал» – это и возможность для каждого ребёнка найти новых друзей, единомышленников. Развитие исследовательской активности одаренных детей заложено и в содержании образовательных программ Центра. В зависимости от интересов и склонностей школьников, здесь разрабатываются образовательные программы дополнительного образования для учащихся основной школы по пяти направлениям: — гуманитарное; — лингвистическое; — физико-математическое; — естественнонаучное; — научно-техническое. Например, в рамках востребованного на сегодняшний день научно-технического направления были разработаны программы по дисциплинам «Робототехника», «Видеомонтаж», «AutoCAD» (всего на сегодняшний день в Центре реализуется около 30 образовательных программ по различным направлениям). Достижения Центра вдохновляют педагогов искать новые идеи самореализации для создания максимально комфортной образовательной среды, но главным своим успехом коллектив ЦДОД «МАН» считает победы детей и их стремление к успеху! О.С. Шитина, методист ЦДОД «Малая академия наук» Шитина О.С. Исследовательская деятельность как средство развития одарённости школьников. // «Школьная газета». – 2013. – № 8. – 10 с.

Ответов - 0



полная версия страницы