Форум » Методическая библиотека » Лидерство и массовая детская организация » Ответить

Лидерство и массовая детская организация

Admin: Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов) – ситуации, свойств группы и личностных характеристик лидера. Лидер – это член группы, обладающий определенными индивидуально-психологическими и личностными характеристиками, обусловливающими развитие способности вести за собой других членов группы, влиять на групповые настроения, мнения, нормы, на формирование ценностных ориентаций в группе. Данные определения целесообразно дополнить определением «Лидер – член, малой группы, обладающей единством наивысшего авторитета и наивысшей популярности. Авторитет дает личности потенциальную возможность оказывать влияние на других, а популярность создает реальные условия для взаимодействия лидера с окружающими. Таким образом, авторитет является содержательной, а популярность – динамической стороной лидерского влияния» Остановимся более подробно на нравственных ориентирах лидеров детского движения. Немного из истории, 16-19 мая 1922 года Всероссийская конференция РКСМ (комсомола) поручила Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении. Постановление конференции о детском движении, принятое 19 мая 1922 года, положило начало созданию единой в рамках всей страны детской коммунистической организации (19 мая отмечался как день рождения пионерской организации). А с 1924 года пионерская организация была названа Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина, она объединяла детей и подростков в возрасте 10-15лет. Начался период становления и развития всесоюзной организации юных пионеров, дальнейшего упрочнения детского коммунистического движения. Название члена детской коммунистической организации «пионер» - быстро и навсегда вошло в жизнь, воплощая представление о юном помощнике партии в борьбе за новое социалистическое общество, за коммунистическое воспитание всей детворы. В 1970 году во Всесоюзной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч пионерских дружин, объединявших 23 миллиона пионеров. Пионеры стремились соблюдать Законы пионеров Советского Союза: Пионер предан Родине, партии, коммунизму Пионер готовится стать комсомольцем Пионер ровняется на героев борьбы и труда Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества Пионер – лучший в учебе, труде и спорте Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду Пионер – товарищ и вожатый октябрят Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран. На первом месте главных качеств пионеров стояли: «доброта», «бескорыстие», «умение видеть другого человека», «трудолюбие» и «честность». Затем шли: «смелость», «стремление к знаниям», «щедрость», «дружелюбие» и «творчество». Замыкали список: «любовь к Родине», «умение отстоять свое мнение», «умение уступить другому», «заботливость» и «дисциплинированность». Переходя от пионерских организаций, к современным детским объединениям, попробуем сказать, а что же представляет собой детское объединение сегодня. В сентябре 1990 года на X слете пионеров было принято решение преобразовать Всесоюзную Пионерскую организацию имени В.И.Ленина в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций) – СПО(ФДО). Как можно понять из названия организации, строилась она на федеративной основе, как союз самостоятельных областных, краевых, республиканских пионерских организаций, которые сами определяли свои уставные документы, дела, традиции. Девиз СПО (ФДО) СССР – «За родину, добро и справедливость!» - уже сам по себе говорит о целях, которые организация перед собой ставила. По словам Зои Ивановны Лаврентьевой, основной целью организации являлся растущий человек, забота о его духовном здоровье, всестороннем развитии, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам. Социальная инициатива, хотя и была наказуема исполнительской обязанностью, поощрялась достаточно активно. Неформальное лидерство, межличностные отношения, эмоциональный климат, творчество не могли существовать без личностных начал. Индивидуальные личностные качества были незаменимым источником социального творчества, которое тоже выступало показателем общественной активности. В пионерской организации сочетание общественного и личностного существовало объективно. СПО (ФДО) продолжает свою деятельность и настоящее время. В пионерской организации существует «ТРИ КИТА ПИОНЕРСТВА»: 1.НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ. Стержневую сущностную идею Пионерства определила еще Н. К. Крупская, которая связывала Пионерство с посильным для ребенка участием в общем, труде по улучшению окружающей жизни. Улучшать окружающую жизнь – это значит «делать ее хоть чуть-чуть чище, краше и добрее». Цель же пионерской организации «помочь пионеру познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным Гражданином своего Отечества». Действительно улучшать окружающий Мир невозможно без его познания, в процессе которого человек заинтересованный и неуспокоенный просто не может пройти мимо проблем и бед людей близких и далеких, своей страны, всего Человечества, Природы. Сама же созидательная практика стимулирует стремление к дальнейшему открытию мира. А все это в свою очередь формирует настоящую гражданственность, не словесную, а деятельностную. «Забота», «забота о людях», «забота о природе», «забота о малышах» и т.п. – эти слова достаточно точно характеризуют социальную позицию, которую стремится сформировать у своих членов пионерская организация. Нельзя также забывать, что главная идея Пионерии – «Нести радость людям». Таким образом, пионерская организация имеет черты и социальной, и личностной направленности. А, кроме того, следует особо подчеркнуть ее многопрофильность. В этом один из залогов успеха деятельности организации. Но деятельность еще не все. Для успеха дела необходимо определенным образом организовать отношения внутри ребячьей общности. 2. КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО. Пионерство пронизано духом настоящего коллективизма и истинного товарищества. Не правы те, кто считает, будто коллективизм способствует нивелированию личности и препятствует формированию ярких индивидуальностей. Одним из главных правил внутреколлективных отношений во многих настоящих пионерских объединениях было макаренковское правило: чем больше уважения и доверия человеку, тем больше требовательности к нему. Товарищество также являлось основой пионерских отношений. 3. САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА. Самодеятельность рассматривается одновременно с нескольких позиций: во-первых, как принцип деятельности организации, который вытекает из ее природы и сущности как организации общественной, и находит свое выражение в добровольности членства и свободе выхода их, ее рядов, праве выбора членами организации пионерского коллектива, в системе пионерского самоуправления и характере взаимоотношений взрослых и детей; во-вторых, как особое качество деятельности детей по внутреннему побуждению. Отказавшись от диктатуры взрослых в организации, от единообразия взглядов и мнений, от обсуждения товарищей в разных формах, новые пионерские организации взяли из опыта пионерской организации творчество и инициативу, заботу старших о младших, милосердие и заботу об окружающих, коллективную творческую деятельность. В современных условиях России число детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Детское общественное объединение – одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа, учреждения дополнительного образования – основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации – важнейшее условие целостного развития личности. Разумно организованный досуг детей - эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных. Мир игры, фантазии, свободы творчества; мир настоящего детства» - самого ценного в жизни растущего человека. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамическое явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребенка и его социализация.

Ответов - 0



полная версия страницы