Форум » Методическая библиотека » Ученическое самоуправление в Москве на современном этапе » Ответить

Ученическое самоуправление в Москве на современном этапе

Секретарь Совета: Ученическое самоуправление должно быть в законе Редакция российского издания "Учительская Газета" сообщает: - Еще четверть века назад каждый педагог знал, что формирование активной позиции ученика возможно при вовлечении его в деятельность пионерской или комсомольской организаций, имеющих четкую структуру, свои законы и традиции. Время неузнаваемо изменило общество. Общество в свою очередь предъявляет новые требования к школе. Готова ли современная школа к демократизации учебно-воспитательного процесса? Так, например, в 92% образовательных учреждений Москвы действует ученическое самоуправление. Информация к сведению: Органы ученического самоуправления есть в 3% начальных школ, в 42% средних школ, в 55% старших школ. В течение последних лет мы поступательно развивали ученическое самоуправление, переводили на новый уровень работу с детскими общественными объединениями и организациями, выстраивали систему работы взрослых кураторов. Но, как показала практика, существуют ключевые направления, которые требуют рассмотреть вопросы совершенствования деятельности ученического самоуправления и работы с детскими организациями в образовательных учреждениях. Формы органов ученического самоуправления: - школьный парламент (13%), - школьная дума (8%), - школьная республика (6%), - школьный комитет (5%), - школьная ассоциация (3%), - школьная ассамблея (2%). Результаты мониторинга развития системы воспитания подтвердили, что 63% педагогов признали ученическое самоуправление инструментом воспитания активных граждан. В свою очередь 87% ребят заявили о готовности активного участия в деятельности ученического самоуправления образовательного учреждения. Включенность органов ученического самоуправления в органы самоуправления ОУ: - педагогический совет (69% от общего количества ОУ), - совет школы (64%), - управляющий совет (25%). Развитие самоуправления как социального феномена сегодня стало официальной государственной политикой. Обучающиеся и воспитанники имеют право «на участие в управлении образовательным учреждением». Вместе с тем необходимо отметить несовершенство законодательной базы. Полагаю целесообразным внести на федеральный уровень предложение о дополнении к Закону Российской Федерации «Об образовании» о включении в перечень органов самоуправления, которые могут создавать в образовательном учреждении, конкретное название - «ученическое самоуправление». Начальникам округов необходимо провести реальную паспортизацию детских общественных объединений, позиционирующих себя как детские организации, так как некоторые детские объединения не соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным законом «Об общественных объединениях», который определил порядок создания и работы общественного объединения. Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии. Мы рассматриваем самоуправление не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами. В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности своего коллектива, организации деятельности, в проведении анализа работы и подведении итогов сделанного. Учителя давно отметили и принимают как должное то, что ребята сами определяют, кто будет «капитаном команды», кто войдет в «состав сборной класса». Приоритетом развития ученического самоуправления стало обеспечение преемственности между ступенями образования. Это возможно только в условиях повышения роли классного и общешкольного коллектива. Необходимо готовить ребят 5-7-х классов для дальнейшей активной работы в школьном совете. Создание печатного органа, в том числе страницы на сайте учреждения, организация школьных этапов городских конкурсов - некоторые из задач. Основной структурный элемент ученического самоуправления - первичный коллектив. Класс - центр воспитательной работы, основа школьного самоуправления. Самоуправление в классе формируется в определенную систему благодаря деятельности микроколлективов. Общешкольный ученический коллектив повторяет структуру классных коллективов. В образовательном учреждении работает высший орган ученического самоуправления. Созданные в образовательных учреждениях органы ученического самоуправления делегирует в состав районных и окружных советов своих представителей. В настоящее время только на территории Центрального, Юго-Западного, Зеленоградского, Северо-Восточного, Северного окружных управлений созданы районные советы ученического самоуправления. Исключение районного уровня не обеспечивает преемственность между уровнями развития ученического самоуправления. Постановлением Правительства Москвы №667 зафиксированы сроки создания районных советов до декабря, и такая работа уже ведется. Объединения представителей ученического самоуправления образовательных учреждений на окружном уровне формируют окружные советы ученического самоуправления. Представители окружных советов входят в состав городского Совета ученического самоуправления. На уровне образовательного учреждения руководителям необходимо создавать благоприятные условия для развития и деятельности ученического самоуправления, рассматривая его в качестве делового партнера и составной части органа государственно-общественного управления (управляющего совета) образовательного учреждения. Сегодня только 74% образовательных учреждений имеют помещения для сбора, эта задача напрямую связана и с наличием вожатских комнат. Достижение результатов возможно только при расширении арсенала форм работы ученического самоуправления. Взрослые кураторы должны формировать у ребят позицию активных участников самоуправленческой деятельности. Начиная с класса необходимо предусматривать коллективное планирование, собрания, волонтерскую деятельность. Важным направлением деятельности ученического самоуправления стала волонтерская деятельность: помощь пожилым людям, детям-инвалидам, ветеранам, шефство над госпиталями, интернатами, детскими домами, хосписами, домами инвалидов и престарелых. Это позволит уже на уровне образовательного учреждения решать задачи социального проектирования. На уровне района, округа, города деятельность ученических советов и детских общественных объединений, действующих в образовательных учреждениях, строится преимущественно на основе проектной работы. Школьники участвуют в городских конкурсах социальных проектов ученического самоуправления «Изменим мир к лучшему!», «Если бы я был главой управы», «Ярмарка идей», «Проектно-деловая палата», создаются проекты реального решения актуальных проблем - ресурсосбережения, поддержки старшего поколения, охраны окружающей среды, профилактики негативных привычек, противодействия наркомании и алкоголизму.

Ответов - 1

Секретарь Совета: Однако не все управления образования поддерживают участие образовательных учреждений в конкурсах по ученическому и студенческому самоуправлению, а также проявляют инициативу проведения аналогичных конкурсов на окружном уровне. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы наших выпускников, способных в дальнейшем участвовать и в местном самоуправлении, и в управлении страной. Задача на уровне города и округов - решение социальных проблем лидерами и участниками ученического самоуправления. Это требует разработки механизма внедрения инициатив и проектов с привлечением заинтересованных структур, коммерческих (в том числе субъектов малого бизнеса) и общественных организаций. Предлагаю внедрение проекта «Кластер социальных инициатив», который позволит реально реализовывать проекты в экономику города. Определенным результатом развития детских инициатив стало создание в 2009 году представителями ученического самоуправления регионального детского общественного движения «Детское движение ученической общественности столицы». На сегодняшний момент около 53% образовательных учреждений консолидированно вошли в состав движения. При этом в состав движения входят не только представители ученических активов, но и детских общественных объединений. Считаю, что разработка и внедрение эффективных технологий, методик, форм деятельности органов ученического самоуправления, а также обучение активов ученического самоуправления позволит применить опыт на практике. Лидеров в детском коллективе следует не искать, а воспитывать. Открытие в 2007 году детского образовательно-оздоровительного центра «Команда» позволило проводить городские лидерские смены для школьных активов. В течение лета проводятся четыре смены по 250 человек, в том числе одна юниорская и две окружные. Смены также проводятся в зимние каникулы. В центре подростки участвуют в работе смен в качестве помощников вожатых, а в последующем привлекаются к работе в школах с активом младших классов. Таким образом, создается непрерывная цепочка передачи опыта и традиций. Главные проблемы в развитии деятельности центра «Команда» - отсутствие круглогодичного финансирования детских обучающих смен, а также незавершенность строительно-ремонтных работ, что значительно сокращает возможность количественного приема участников смен (вместо 350 только 250 участников), и отсутствие физкультурно-оздоровительного комплекса для проведения занятий в зимний период. Несмотря на присущую самоуправлению самостоятельность, ребята нуждаются в определенной педагогической помощи и поддержке учителей, родителей и других взрослых. Но взрослых организаторов необходимо готовить к работе с ученическим самоуправлением и детскими общественными объединениями. Работу по методическому сопровождению деятельности органов ученического самоуправления и детских общественных объединений, поддержке деятельности школьных вожатых осуществляют городские и 11 окружных центров по взаимодействию с детскими общественными объединениями и ученическим самоуправлением. Высшие учебные заведения при планировании курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки всех категорий педагогических работников должны предусматривать в программах обучения тематику, связанную с организацией ученического самоуправления. На основе имеющихся учебных программ по изучению основ организации ученического самоуправления необходимо разработать примерное содержание курсов-модулей для разных категорий педагогических работников. Также предлагаю открыть в Московском институте открытого образования центр и организовать на его базе повышение квалификации кураторов работы с ученическим самоуправлением взрослых организаторов работы не только системы столичного образования, но и заинтересованных специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления. В СВАО, ЦАО, ЮАО, ЗАО реализуют программы курсов повышения квалификации для старших вожатых. Регулярно во всех округах проходят школы вожатых, которые стали переговорными площадками для обмена опытом, мнениями, местом, где можно получить знания и навыки в школьной работе. Полагаю важным сделать процесс обучения доступным. Для этого возможно не только выделение единого методического дня для старших вожатых, но и организация интернет-конференций и лектория по проблемам научно-методического обеспечения деятельности. Проведенный мониторинг подчеркнул, что в образовательных учреждениях работа с ученическим самоуправлением включена в функционал только около 50% старших вожатых, хотя в этом учебном году все ставки вожатых заняты, в то же время в 102 учреждениях ставки старших вожатых сокращены. Вторая половина организаторов - заместители директоров, социальные педагоги, однако их функциональные обязанности размыты, работа с ученическим самоуправлением ведется по остаточному принципу. В связи с переходом к новой системе оплаты труда полагаю целесообразным рассмотреть вопрос о возможности материального стимулирования педагогов, выполняющих функции организатора ученического самоуправления в образовательных учреждениях. Ученическое самоуправление - часть государственно-общественного управления системой образования. Ученический совет - проводник детских идей, возможность прямого общения с взрослыми и реальное вовлечение детей в жизнь учреждения, района, округа, города. Стержневой идеей я считаю формирование и саморазвитие личности ученика, ориентированной на социальный успех. Есть три эффективных направления: творчество, социальность действий, лидерство, и эта линия - линия образовательной поддержки талантливой молодежи, помощи в профессиональном становлении, достижении высокого уровня социальной зрелости наших ребят. Марина УМРИХИНА



полная версия страницы