Форум » Методическая библиотека » Нормативно- законодательная база ДОО » Ответить

Нормативно- законодательная база ДОО

зоя клуб лидер: Детское движение - один из видов социальных движений, участниками которого являются дети и которое представляет собой совокупность всех детских общественных объединений, созданных на добровольной, самостоятельной, подвижнической основе. Детское общественное объединение-это общественное формирование, в котором добровольно объединяются несовершеннолетние граждане (до 18 лет) и взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы, а также для защиты своих прав и свобод. Детская организация- тип детского общественного объединения, самостоятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. Документы: -Конвенция ОНН о правах ребенка (вступила в силу с 15 сентября 1990г.) -Конституция Российской Федерации. -Закон Российской Федерации «Об образовании» -Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». -Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 14 апреля 1995г. принят Государственной Думой). -Закон Российской Федерации «О государственной поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно- патриотическому воспитанию молодежи. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 1997г. № 391. - Приказ Министерства образования РФ от 31 августа 1995г. № 463/1268 (в том, что в должностные обязанности директора образовательного учреждения входит регулирование деятельности детских и молодежных общественных организаций). -Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях №101/28 от 11 февраля 2000г. Критериями детского общественного объединения являются: 1. Наличие определенной педагогической системы, которая реализуется в рамках данного объединения (скаутинг, пионерство, коммунарская методика, сюжетно-ролевые игры и т.д.) 2. Наличие лидера- совершеннолетнего члена объединения, являющегося носителем и реализатором заданного типа педагогической технологии. 3. Уставные и программные документы, отражающие сущностные характеристики объединения. 4. Наличие выборного органа, который управляет деятельностью объединения. Наличие системы самоуправления, созданной членами данного объединения. 5. Отличительные символы, ритуалы, атрибуты (знамя, галстук, значки, форма, личные удостоверения, девизы, эмблемы, приветственный жест). 6. Наличие финансовой базы объединения, созданной ее учредителями, спонсорами, родителями, членами объединения в целях осуществления уставной и программной деятельности. 7. Добровольность вступления и выхода из объединения. Типы общественных детских объединений: - организация - ассоциация - объединения - лига - союз - отряд Детское общественное объединение образуется в различных условиях, имеет различные цели и задачи, объединяет группы детей и подростков с различными интересами, может иметь и различное название и структуру. Типологию детских объединений можно классифицировать: - по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. ДОО могут иметь одно направление работы (художественно- эстетическое, туристко - краеведческое, техническое, спортивно- оздоровительное, военно- патриотическое, гражданско-правовое, экологическое, тимуровское, социальной защиты), и т.п. или быть многопрофильными, как в свое время пионерская организация, которая одновременно организовала несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи. Только в гармонии, подкрепляя и дополняя друг друга, дети в общественном объединении реализуют себя как личности. Поэтому основными принципами организации деятельности ДОО являются добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом, а также: отсутствия давления со стороны взрослых, личностный комфорт, ориентированность на перспективу, широкие возможности для выбора друзей. Качество любой деятельности зависит от ее правильного планирования. Планирование в ДОО помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации деятельности. В течение учебного года деятельность ДОО осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов объединения или советом ДОО. Годовой (перспективный) план является основным документом, определяющим деятельность ДОО. План не должен противоречить Уставу и Программе объединения. Процесс планирования состоит из следующих этапов: 1. Анализ деятельности за прошедший период, который включает результаты деятельности, выявление проблем, причин появления проблем, определение направлений преобразований. 2. Постановка целей и задач на новый год. 3. Определение разделов плана по направлениям и их коллективное обсуждение. 4. Рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных. 5. Утверждение плана на общем собрании или совете объединения. Для плодотворной работы в образовательном учреждении необходимо иметь кабинет или комнату детского движения и школьного самоуправления. В нем должны быть следующие материалы: 1. Нормативно- правовые документы по детскому движению. 2. Устав (Положение) детского объединения, структура самоуправления, кодекс (правила) его членов, протоколы заседаний. 3. Договор о сотрудничестве и совместной деятельности с администрацией образовательного учреждения. 4. План работы кабинета на текущий учебный год, утвержденный директором или зам. директора по воспитательной работе. 5. План мероприятий детского объединения на текущий учебный год и перспективу, утвержденный лидером детского объединения и взрослым руководителем. 6. Фото (видео) материалы, документы, содержащие отчет детского общественного объединения и школьного самоуправления о проделанной общественно-полезной и культурно - досуговой работе. 7. Детские проекты общественной деятельности. Детское общественное объединение работает на основе Устава (Положения), которое утверждается общим собранием членов объединения и отражает: цели, задачи, структуру объединения, основные направления деятельности, права и обязанности членов, руководящие органы, материальную базу. С момента принятия Устава (Положения) большинством голосов ДОО считается созданным, и этот документ отныне становится своеобразной Конституцией для общественного объединения. В Уставе (Положении) необходимо указать: 1. Наименование объединения и местоположение, статус, тип. 2. Цели и задачи объединения, основные направления деятельности. 3. Вопрос о членстве. 4. Структура и порядок управления ДОО, руководящие органы. Их персонал. 5. Условия и порядок прекращения деятельности ДОО, его реорганизации, слияния с другими общественными объединениями. Самоуправление - структура отношений, одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений. Цель школьного самоуправления - способность формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества. Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами. Это могут быть, например, организация дежурства, создание материальной базы, благотворительная деятельность, благоустройство двора и др. В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений. Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащихся является партнерство, которое дает возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Сегодня это может быть участие в социально- значимых проектах, экологических программах, охране исторических и культурных памятников, возрождения национальной культуры. Деятельность органов самоуправления строится на принципах: - открытости и доступности – все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности не зависимо от того, к какому коллективу или объединению относятся; - добровольности и творчества – ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей; - равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены занимают равное положение. Первичные коллективы (классы, кружки, клубы, объединения и др.) строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства; - непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; учащиеся могут создавать постоянные и временные объединения. Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности: - учебной – организация взаимопомощи в учебе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся - общественно- трудовой – цели предполагают реализацию задач самообслуживания, благоустройства территории, шефскую работу и т.п. - досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно – массовых и других мероприятий. - в сфере решения бытовых проблем – благоустройство, создание уюта, обеспечение учащихся необходимым инвентарем и т.д. Высшим органом школьного самоуправления является общее собрание (конференция) школьного коллектива, которое созывается по мере необходимости, но не реже 3-4 раз в год и решает вопросы организации жизни и деятельности коллектива. Общее собрание избирает постоянные и временные органы самоуправления, а также принимает нормативные документы ученического коллектива (указы, положения, декларации или др.), внесение изменений и дополнений, рассмотрение вопросов, связанных с жизнедеятельностью, традициями, обычаями ученического коллектива школы. Исполнительным органом собрания является совет (парламент) коллектива школы, в который входят педагоги и учащиеся, а также представители родительского комитета. Совет координирует план работы, сосредотачивает внимание учителей, учащихся, родителей на основных направлениях деятельности школы, рассматривает спорные вопросы, противоречия, выносит конкретные рекомендации в адрес администрации и общественных организаций школы. Исполнительный орган (совет учащихся, ученический комитет, штаб командиров и др.) осуществляет выполнение решения собрания (конференции) учащихся, создает условия и реализует выполнение классами программы деятельности; следит за осуществлением гарантий, обеспечивающих реализацию учащимися своих прав и обязанностей; готовит и выносит на обсуждение собрания учащихся программы деятельности постоянных и временных структурных подразделений, комплектует функциональные группы актива детей, контролирует выполнение соответствующих дел; налаживает работу клубню - профильных объединений по интересам; дает поручения первичным коллективам и проверяет их исполнение; организует работу с активом учащихся первичных коллективов; вносит предложения на собрание (конференцию) учащихся по совершенствованию жизнедеятельности ученического коллектива. Высшим органом самоуправления в классе является общее собрание, которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть, на котором присутствуют все члены коллектива. Собрание класса принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива, определяет структуру самоуправления, заслушивает информацию о решениях органов самоуправления, намечает пути их выполнения. Решение собрания является действительным, если за него проголосовало более половины членов коллектива. Исключительной компетенцией собрания является: - определение программы деятельности своего коллектива и его морально- этической основы (заповеди, законы, правила и др.); - установление и избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей; - определение микроколлективов класса, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями; - избрание исполнительных органов самоуправления (совета учащихся, ученического комитета, штаба командиров, другого исполнительного органа); - определение структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления; - установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы; - утверждение прав и обязанностей первичных коллективов классов, кружков, клубов, учащихся, нравственных требований к учащимся; - делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет школы, педагогический совет), отзыв их при необходимости; - принятие решения о формировании объединений по интересам, местах базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления и их структурных подразделений (команд, бригад, групп); - координация работы исполнительных органов самоуправления, заслушивание отчетов о их работе и оценка их деятельности; - установление деловых связей с государственными, производственными органами самоуправления, учреждениями науки, культуры, спорта, заключение с ними соглашений о совместной деятельности; - определение меры участия учащихся в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики; - установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе; - решение всех вопросов, связанных с жизнью своего коллектива и его органов самоуправления; - оценка деятельности своих членов, принятие решения о поощрении или порицании; - внесение предложений в администрацию и органы общественного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива. Совет первичного коллектива (класса, кружка, объединения клуба) исполняет решения, принятые собранием, распределяет поручения между членами коллектива; обеспечивает коллективное планирование работы и выполнение плана; систематически анализирует текущую работу членов коллектива; обсуждает оперативные дела; формирует временные исполнительные органы самоуправления; определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива; направляет своих представителей в общешкольные штабы, клубы, бригады; оценивает поступки членов коллектива; награждает отличившихся ребят. Исполнительный орган первичного коллектива отчитывается перед учащимися по мере необходимости или в соответствии с принятыми обычаями в коллективе, но не менее двух раз в год. Совет класса, кружка, клуба может сложить с себя полномочия до истечения своего срока деятельности, если он окажется не в состоянии выполнять возложенные на него обязанности собранием коллектива. Что касается прав и обязанностей учеников в организации самого управления в школе, то они должны быть конкретны и предельно ясны. В частности, школьники должны иметь права избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления класса, школы; участвовать в разработке и обсуждении документов, материалов по самоуправлению, представлять ученический коллектив в общественных органах; присутствовать на заседаниях совета школы, педсовета при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию учащихся; обращаться за помощью в органы ученического самоуправления; активно участвовать в подготовке, проведении и разработке решений общих собраний класса, школы, клубов, кружков и др; вносить конкретные предложения по улучшению работы школы, органов самоуправления, клубов и др. Социальные функции детского самоуправления отражают учебно- воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание. Личностно- - ориентированные направлены на удовлетворение потребности и интересов учащихся. Важнейшей функцией детского самоуправления является сплочение детского коллектива. Органы детского самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют личностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Список используемой литературы: 1. Конвенция ОНН о правах ребенка 1990 2. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» 1995 3. Т.Е. Вежевич. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся. Улан- Удэ, 2005 4. Т.Е. Вежевич. Будущее – это мы. Улан – Удэ 2003 5. Е.В. Горохова. Хочу быть лидером. выпуск №1 Нижний Новгород 2000 6. О.Б. Коновалова. Ж.В. Рыжова Хочу быть лидером. выпуск №2 Нижний Новгород 2003 7. Н.А. Козырева. Путь к лидерству. Улан – Удэ 2005

Ответов - 0



полная версия страницы